Итак, свершилось ещё одно знаковое событие. К нам приехал... ну нет, конечно,
не ревизор, а тюменский коллектив под названием "Квадрат". И 2-го мая сего
года совместно с нашими блюзово-психоделическими "Пирамидами" вся эта
геометрическая фантасмагория и явилась местным тинэйджерам наяву, как всегда в
КСК "Дружба", аккурат в семь часов вечера. И, о радость! - если я не ошибаюсь,
это был первый платный концерт (имеются в виду альтернативно-музыкальные
мероприятия) в городе. Плати тридцать (какая зловещая символика в свете
недавней Пасхи) рублей, и наслаждайся кайфом и драйвом. А вообще-то "Квадрат"
уже приезжал в Ханты в прошлом году, правда, в очень усечённом (до двух человек)
составе, и давал в том же самом КСК концерт с "Небом ╦16", полумифическим
"Седьмым гостем" и Мансуром. Было лето, народ полуразъехался, и впечатления
особого это действо ни на кого не произвело. Сейчас весна, все на взводе,
молодёжь снова жаждет sex, drugs and rock-n-roll, и "Квадрат" на этом фоне
появился весьма вовремя. Кстати, если кто не знает - именно музыканты сей
славной группы являются авторами "Гаутамы", "Сапёров", "Ветолётчиков",
"Кирпичей" и прочих хитов "Неба ╦16", раскрученных И. Бедериным и компанией
в местной молодёжной тусовке ещё год назад. Так что преемственность поколений
налицо.
И что же получилось-то из всего этого? А получилось весьма странное событие -
полупраздник, полуразочарованье. Причём, забегая вперёд, с грустью (и
великохантыйским шовинизмом) укажем, что первое было связано с "Пирамидами",
а второе - с легендарным "Квадратом". Впрочем, обо всём по порядку.
Первое, что произвело сильное впечатление - это затянутое начало. Вместо 19.00
всё ожидаемое камлание началось чуть ли не в пол-восьмого, а до этого из
колонок неслась какая-то немыслимо-долбёжная ахинея полупопсового-полукислотного
толка, наводящая запредельную тоску и мысли о террористическом акте в отношении
источников сего авангардного звука. К счастью, тоскливые полчаса миновали, и на
сцену, к великой моей радости, взобрались "Пирамиды". После короткого "Здравствуйте!"
и сбивчивых объяснений о том, как радостно им открывать "пирамидально-квадратный"
концерт, Каманаут-старший кивнул подстриженной башкой и ... началось
замечательно-жуткое рубилово с фуззовой подкладкой и диссонансными проходами,
из которого через пару минут, во всей героической мощи возник уже цитированный
мной ранее суперсаундблокбастер, хитовейший боевик "Город Синего Блюза". Слов
по его поводу у меня нет, есть только память кайфа, горящих глаз, и мира,
растворяющегося в качово-блюзовом ритме. Welcome in the Город Синего Блюза!
В общем, хорошо начали.
Вторым номером отыграли песню про наркотики
("Ты глядишь часами в пустой экран / По ночам к тебе приходит металлический кран...").
И песня-то вроде мутноватая, и текст так себе, но - блин, откуда что взялось?
Сыграли чётко, драйвово, по ритму - чуть ли не "Алиса" в лучшие годы.
Что называется - и снова порадовали.
А дальше... Дальше вообще кайф. Дорзовско-ледзеппелиновская "Игра" с живым и
сумрачно-мерцающим звуковым хаосом, и атональными гитарными "выездами" за
пределы всякого мэйнстримового музицирования, срубает почти что напрочь.
По крайней мере в Хантах вы ещё такого не слышали. В итоге - первые три
номера (я, впрочем, не менее позитивно рецензировал их и в прошлой своей
корреспонденции. Грешен. Люблю "Пирамиды" и всё тут) отобраны и отыграны
со страшным кайфом со стороны как музыкантов, так и меня (что касается
остальных зрителей, то пойдите и спросите, может они и плеваться будут;
хотя меня это уже мало волнует).
После сего блюзово-психоделического праздника были исполнены ещё "Лёд на грани
огня" и "Ночь" - два несомненно хитовых и достаточно музыкально-изощрённых,
но к большому сожалению (моему) - излишне "зашевчукованных" номера. Ну да
лиха беда начало, и, честное слово, было очень жаль, что выступление "Пирамид"
так скоропостижно закончилось. В общем и целом - хвала Каманаутам и компании -
верным продолжателям драйвово-энергийной традиции "Неба ╦16"в собственных
музыкальных пространствах!
А про "Небо"-то мы не зря упомянули, ибо от "Квадрата" (о музыкально-родственных
отношениях его лидера-идеолога Паши и нашего рок-н-ролльного героя Игоря Бедерина
уже было писано в прошлый раз) многое ждалось... Ждалось-то ждалось...
Ну, короче, так.
Сначала вышел ударник - мальчишечка ещё, белобрысый такой и пустился, что
называется, во все тяжкие. Побарабанил маленько - вышли басист с гитаристом.
Басист давай фанковать, в слэповые дела залез, а гитарист свою линию гнёт -
то ли гранж, то ли трэш, то ли хард-кор. В общем, суровый мужчина.
Сыграли они таким образом коротенький хэви-металлический рок-н-ролльчик,
видно для разогреву. Часть публики - мальчики - 17-летки, из числа "отвязной"
тусовки, заслышав такие дела, зримо начали разогреваться, то бишь козлять
около (пока ещё около) сцены.
Потом вышел собственно Паша - молодой человек лет 30, в джинсах и в рубашке,
с акустикой, с ним вышла девочка (на бэк-вокал) с маракасами и, как оказалось
впоследствии, со скрипкой, что порадовало. Начались ожидаемые песнопения.
Начаться-то они начались, а вот чувство праздника, сфабрикованное юными и
вдохновенными "Пирамидами", как-то вот сразу начало кончаться. На месте.
Дело-то вот в чём. Барочно-декадентские опыты Паши сами по себе интересны,
и были бы ещё интереснее, если бы были спеты. Не прошёптаны, не проговорены
речитативом, а спеты. И, желательно, спеты если не хорошо, то хотя бы с
видимой отдачей. А то получается - и музыканты все на сцене
замечательно-профессиональные (истинная правда), и стихи человек неплохие
пишет, и композитор-то он в общем продвинутый и хитовый ... А всё летит в
пизду. Аж обидно. И главное, он сам-то ни в чём и не виноват. Как говорится -
поганая сила обстоятельств.
Ну и о песнях. Первый номер, поименованный "Свеча", равно как и несколько
последующих ("Рыбак" и пр.) особого впечатления ни на меня, ни на публику,
хором распевающую "Брат-майор поёт мне песню - Я играю на валторне..." и
"ООО, эта песня про любовь..." (Пашины хиты, раскрученные, как уже писалось
выше, Игорем Бедериным) не произвели. Меня, как старого евразийца,
порадовал довольно жизнерадостный ритм-н-блюз с весёлым припевом:
"Аме-Ри-Ка! Несётся под откос!". А на барочном "Трубадуре" у девочки, до этого
радостно колбасящей в маракасы, в руках появилась скрипка, что придало немалый
трагизм ситуации.
После первого цикла песен Паша представил музыкантов. Оказалось, что ударник и
гитарист - представители, по его собственным словам, "...замечательной
тюменской группы "Роллинг Рок". Они тут же в очередной раз начали
демонстрировать залу своё убойное исполнительское мастерство - ударник, как
водится, ударял руками и ногами по своим пластикам, а гитарист - тонкий лирик -
выжал аж скупую подростковую слезу своим трэшевым попурри из пёрпловской
"Smoke on the water", "Шербургских зонтиков" и какой-то попсы, в коей я не
эрудит, поэтому не прорубил представленную зрителям изощрённую субкультуру
цитирования.
После Паша спел <...замечательную песню из репертуара группы "Роллинг Рок"
(и, что, спрашивается, у них в Тюмени все такие замечательные?) про то как
"Я стою в перекрестье твоих окон". Юные тусовщики почуяли "металлюжный" кайф,
начали прыгать и махать неумело выстроенными из юных перстов "козами". Потом,
как водится, залезли на сцену и давай там хороводы водить. Паша тем временем -
о радость! - запел "Гаутаму" и эти юные бегемоты чуть не раздавили несчастную
девочку-скрипачку, которая, умудряясь ещё и играть, взирала на происходящее
несомненно с интересом, но несколько недоумённым. Я бы ей дал большую медаль.
"За игру на скрипке в условиях, приближенных к зоопарку". Героическая женщина!
Ближе к концу всё было и забавней и скучнее одновременно. Паша начал петь те
самые песни, которые составляли значимую часть репертуара "Неба ╦16" - "Кирпичи",
"Пробитую стену", "Волосатый Блюз", "Вертолётчиков" и пр., и слушая
высокопрофессиональные аранжировки этих классических уже хитов, безмерно
хотелось завопить: "Где Б-е-д-е-р-и-н?!". Ну, ёкалэмэнэ... Так петь (а не
ненавидеть, как ошибочно считает Земфира) на самом-то деле нельзя. Да, и я
зырю с укором!!! Потому что единственный рецепт немедленного оздоровления
группы "Квадрат" знаю только я один. Надо всё оставить по-прежнему, только
на бэк-вокал поставить Игоря. И тогда всё встанет на свои места. В том смысле,
что бэк-вокалом автоматически станет Паша, а Бедерин будет гранд-вокалом.
Типа помеси Кобзона с Игги Попом. Пьяным. И обкуренным. Но с голосом и наглым,
и истошным, и рычащим, и орущим.
Вот.
Кончился концерт исполнением "ООО! Эта песня про любовь...!" во время которой
наши юные друзья - "козьи роги" уже полностью оккупировали сцену, устроив там
козлиный шабаш. Ну и всё. Конец сказки, которой не получилось. В конечном итоге -
"Пирамиды" в принципе играют нисколько не хуже "Квадрата", поют так же, если
не лучше, а главное - они молоды и совершенно искренне радуются собственному
рок-н-роллу. И это их безусловный плюс (и блюз). А околофилософические
мудрствования умудрённого жизнью "Квадрата" ("Не целуй меня - я заразный,
не целуй меня - я больной, не целуй меня, если не хочешь умереть вместе со
мной...", "Весёленький блюзец сыграла моя смерть..." и т.д.) похожи на
утомительные самоуговоры: "Я на сцене... Я играю рок-н-ролл... Мне в кайф...".
Печально это всё. Но зато Паша песни хорошие пишет... "Кто нам расскажет,
что нас уже нет...". А совсем в оконцовке - опять хвала Каманаутам. Хотели
учинить в городе рок-движение - учинили.
ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ХОТЬ ЧТО-ТО
ЗАДВИГАЛОСЬ...
(хотя по весне ещё и не то бывает).
P.S. Ближе к концу Паша высказал благое пожелание:
"Я думаю, к вам ещё будут ездить и тюменские, и российские, и европейские,
и американские и... (в общем, чуть ли не марсианские) группы". Хорошо
сказал. Его бы устами да "Исток" пить.
ПРИМЕЧАНИЕ:
- За возможное искажение цитированных текстов Мухомор ответственности не
несёт. Всё ловилось со слуха непосредственно на концертах.
- Все телеги Мухомора являются его личной точкой зрения и своего рода
приглашением к дискуссии. Если кто хочет, например, воспеть дифирамбы
"Квадрату", зачмарить "Пирамиды", "Небо ╦16" и вашего непокорного неслугу,
пишите и-мэйлы на Хозяина Берлоги. Будем рады.
И прощальная цитата из Пашиных творений:
И никому я не скажу
Куда куда я ухожу...