Фестиваль "Байкал-шаман": байки и факты
Ник Рок-н-Ролл узнал о существовании международного байк-рок фестиваля "Байкал-шаман"
еще в прошлом году, заглянув в виртуальное пространство И-нета. Прочитав о том, что в
фестивале примут участие более двухсот команд, Ник, имеющий серьезный опыт проведения и
организации различных рок-фестивалей, не удержался от сарказма, написав байкальцам
немного едкое послание... Но это всего лишь предыстория тура, из которого Ник и "Трите
Души" вернулись несколько дней назад, и который надолго останется в их памяти.
В этом году иркутские деятели, именующие себя "отцами рок-н-ролла", то бишь организация
"Рок-Сибирь" и ее лидер Игорь "Огурец" Москвитин, снова решили провести фестиваль
"Байкал-шаман". Идея этого фестиваля сама по себе впечатляет: во-первых, место действия,
то есть берег озера Байкал, чистейшего, древнейшего и донельзя мистического. Во-вторых,
сочетание традиционного байк-шоу с весьма обширной фестивальной программой, участие не
только иркутских, но ангарских и улан-удинских команд. Слегка туристская романтика вкупе
с очередными замашками на новый "Вудсток". В общем, когда Ник получил приглашение от
организаторов сего действа, а также сопроводительное письмо, брызжущее эмоциями и
обещаниями, он принял непростое решение - отправиться за 5500 километров от Москвы,
поездом, на станцию Утулик, чтобы отыграть на "Байкал-шамане", а также выступить с
сольным концертом в Иркутске. Не последнюю роль в этом решении сыграло и то, что 12 лет
назад Ник поразил воображение иркутян своим перформансом в городской библиотеке, в
сопровождении местной группы "Дребезги". Многие из тех, кому удалось тогда увидеть Ника,
помнили о нем и ждали его возвращения, и он не мог обмануть их ожидания.
В целом, перспективы поездки казались настораживающе радужными. "Первый звонок"
прозвенел тогда, когда первая партия в составе: Ник, Анатолий Погодаев и Сергей Шестаков
прибыла на фестивальную поляну. О жилье группу просили не беспокоиться, но, похоже, и
сами организаторы не проводили бессонных ночей в поисках жилья для людей, заявленных в
бесчисленных цветных афишах как "специальные гости". Взорам гостей предстал палаточный
лагерь, населенный почти 3000 байкеров, неформалов и музыкантов. Организаторы пугали
надвигающимися ливнями и предлагали Нику и ребятам размещать себя и инструменты "пока вот
в этой нехорошей палатке, а потом что-нибудь придумаем". Паника подкралась ближе к
вечеру, поскольку изменений в жилищном вопросе не произошло. Первая ночь под звездным
небом Утулика запомнилась трехэтажным матом, доносившимся из соседних палаток, сырыми
спальными мешками и рок-оперой "Орфей и Эвридика", до самого утра игравшей в
автомагнитоле соседей. После непродолжительного сна Ник предпринял попытки переломить
ситуацию. В результате группе была выделена отдельная полянка на территории лагеря
команды МЧС, находившейся на круглостучном дежурстве, а также две палатки, способных
сопротивляться дождю в полной мере. Подъехавшие вскоре к месту события Олег Румянцев и
Иван Баженицкий, прибывшие из Свердловска, рассудили: если бы группа заранее была
предупреждена о тех более чем спартанских условиях, в которых она оказалась, то
подготовилась бы и морально и физически. Но... В пяти минутах ходьбы от фестивального
лагеря, опять же, собственными усилиями группы была обнаружена абсолютно не буржуазная
турбаза с бесплатным горячим душем. Видимо, ее существование шифровалось организаторами с
какой-то тайной целью... Гитары, с целью предохранения от байкальской сырости, запрятали в
машину МЧС. Да, разумеется, за два дня, прошедших до объявленного выступления Ника и
группы "Трите Души" на сцене происходило некоторое движение. Причем с 18.00 до 2.00,
освещаемое подобием двух настольных ламп. Общие неутешительные выводы - фестиваль дем
ократичен настолько, что на сцену не лез только ленивый и трезвый. Особой популярностью
пользовались матерные тирады и владение гитарой по принципу ударного инструмента.
Молодежи и ее развитию, таким образом, было уделено повышенное внимание. С наступлением
темноты прогулки по лагерю становились чем-то вроде компьютерной "бродилки" с сюрпризами:
повсюду слонялись скины с бейсбольными битами, неприметные местные жители, торгующие
паленой водкой (до 20 случаев тяжелых отравлений), а также субъекты, не поддающиеся
никакой идентификации ввиду полной невменяемости. Каждый пятый нес куда-то топор,
поскольку палатки надо ставить и все такое. Ночь по соседству с палаткой спасателей была
насыщена воплями о помощи и четкими репликами врачей, характерными для операционной.
Однако эти впечатления, скорее, оказались нейтральны по сравнению с дальнейшими, от
организаторских способностей Игоря Москвитина и его немногочисленной и невнятной команды.
Группу "Трите Души" позиционировали на фестивалей как московскую, не спросив, разумеется,
на то чьего-либо согласия. Ребята выслушали немало противоречивых мнений о "своем родном"
городе, повесив на шеи зеленые бэджики со столичной отметкой.
Ну да ладно. Выступление Ника было назначено на 23.30, однако слишком много было
желающих отыграть, и этим потоком организаторы справлялись от силы на половину. В
результате, доковыляв до сцены по неосвещенному полю, усеянному телами "павших"
неформалов, "Трите Души" провели еще около получаса, толкаясь у сцены. Оказаться на сцене
было делом непростым, потому что шагнув влево, музыканты могли споткнуться о пьяных
рабочих сцены, а шагнув вправо - вырубить аппарат, наступив на скрученные вручную
проводки. Приснопамятный Игорь Москвитин решил облегчить группе выход на сцену, и
обратился к почти двухтысячной аудитории: "Это группа приехала из Москвы. Их не
устраивают условия, которые мы им предоставили. (свист, выкрики протеста в публике).
Послезавтра у них концерт в Иркутске. Приходите, потому что нам не на что их отправить
обратно". После этого кунштюка Толя Погодаев героически попытался сбить агрессивный
настрой, сказав в микрофон что-то о любви, мире и музыке. Как и следовало ожидать, на
сцене не было слышно НИЧЕГО. Борьба с аппаратом и звуком продолжалась минут сорок. В
середине выступления Ник посмотрел в небо и заметил: "Все-таки это потрясающе - играть
под звездным небом". Публика реагировала не слишком бурно, видимо, обдумывая услышанное,
однако профессионализм группы, просто убийственный по контрасту с остальными участниками
феста, оценили по достоинству все.
На следующий день все постарались расслабиться и достичь буддистского спокойствия,
несмотря на то, что место проживания группы в Иркутске было до сих пор неизвестно.
Загорали на пляже и смело бросались в волны Байкала, который 15 миллионов лет
просуществовал, а такую музыку слышал впервые.
Потом фест официально закрылся. Жители лагеря разъехались электричками, а Ник с "Душами"
терпеливо ожидали, когда их вывезут в Иркутск. Автобус обещали к шести вечера. По этому
случаю все собрали вещи и сложили палатки, как примерные жители пионерлагеря. Однако с
отбоем явно поторопились, поскольку организаторы сперва саморучно разбирали аппарат и
сцену, а потом стали медленно отходить ко сну. На вопрос о том, когда будет автобус,
отвечали, что ладно уж вам, поедем завтра. Завтра же у группы должен был быть концерт с
отстройкой в 17.00, до Иркутска от Утулика - 4 часа езды. Наконец организаторы все-таки
согласились вывезти убитых такой наглостью музыкантов из лагеря. В последнюю минуту был
найден старый знакомый Ника из все той же иркутской группы "Дребезги" - Вова Демин. По
счастливой случайности, его родные уехали, и квартира пустовала. Заранее о жилье в
Иркутске организаторам думать было недосуг.
С момента прибытия в город на Ангаре Ник сознал, что дальнейшие заботы о питании,
проживании и транспорте ложатся на его плечи. Опять же к счастью, нашлись еще знакомые,
из дружеских побуждений взявшие на себя транспортные и многие другие расходы. Концерт в
клубе "Живой звук", ввиду отсутствия необходимого минимума аппаратуры, оказался несколько
скомканным. Публики было достаточно, и принимали группу вполне тепло, несмотря на скепсис
"старой гвардии" поклонников Ника, мол, раньше было больше экстрима, стекла, крови, хлеба
и зрелищ. Посещать бы им петушиные бои, а не рок-концерты, поскольку адреналин тоже
бывает разного свойства, не только примитивно-физиологичного.
Город Иркутск порадовал обилием гостеприимных по-настоящему людей, жарой, красотой улиц
и имениями сосланных декабристов. Говорить же о том, что организаторы не выполнили взятых
на себя материальных обязательств - бесполезно. Разумеется, все это привело к появле6нию
многочисленных проблем. Тем не менее, и сам Ник, и группа все же выехала из Иркутска
вовремя, со смешанным впечатлением: в восхищении от природы и большинства людей и
недоумении от того, что организацией концертов в этом регионе занимаются люди, думающие
исключительно о своем имидже, и как следствие - освобождающие себя от какой-либо
ответственности. Славное море, жаль, пришлось плыть не на катере, а в омулевой бочке, и
та оказалась гнилая...
(C) Лиля Янкович
|